«Воровка книг» (2013): немцы тоже люди

Снимать фильм о Второй Мировой — все равно что ходить по лезвию бритвы. Постсоветские зрители подходят к этой теме с предубеждением. Рецепт военного кино, которое точно придется по душе широкой общественности, – ужасы нацизма и героизм его противников. Шаг влево, шаг вправо караются расстрелом. Чем чудовищнее выглядят немцы, чем больше режиссер смакует сцены насилия, тем более правдоподобным будет признано его творение.

Существует отдельная категория кинозрителей, которые считают себя знатоками истории. Их знание сводится к твердому убеждению, что все было, есть и будет плохо, люди твари, а ванны с мылом появились не раньше 20 века, до этого никто не мылся. Разумеется, я утрирую. И все-таки целое поголовье современников готово признать правдоподобной любую картину, если она будет достаточно жестокой. Почему истории о доброте – непременно сказки, а повести, исполненные злобы, – правда жизни? Сложный вопрос. Но фильм «Воровка книг» 2013 года оказался недостаточно жестоким, чтобы его признали правдоподобным. У некоторых зрителей он и вовсе вызвал реакцию сродни «Ах вы считаете, что жители нацисткой Германии тоже люди? Да вы просто безнравственны!»

Воровка книг

Главная героиня фильма как она есть

Я высоко ценю свое и чужое время, поэтому всегда рад подсказать, кому не стоит смотреть тот или иной фильм. Итак, если вы твердо убеждены, что в тылу гитлеровской армии простые немцы потягивали вместо коктейлей еврейскую кровушку, закусывая ее плотью младенцев, – «Воровка книг» вам не понравится. Зрителям, которые признают только стремительное развитие событий, резкие сюжетные повороты и прочий экшн, также лучше поискать другое кино для просмотра. Ритм фильма чем-то неуловимо напоминает «Хранителя времени» Скорсезе. Во всяком случае, экшена в нем примерно столько же. Главная героиня – немецкая девочка Лизель, живущая в приемной семье. Новые родители ей потребовались, потому что на дворе 1938 год, а родная ее мать, увы, коммунистка. Это не мешает Лизель, но шибко не нравится Гитлеру. Девочка не умеет читать, над ней смеются в школе, но приемный отец учит ее книжной премудрости. Забавно, но в роли азбуки выступает пособие «Настольная книга могильщика», случайно попавшее в руки Лизель. Приемного отца девочки с блеском играет Джеффри Раш. А я-то запомнил этого актера как маркиза де Сада… На контрасте образов работа Джеффри смотрится особенно хорошо.

«Воровка книг» – экранизация романа Маркуса Зусака (Зузака). Писатель австралиец, и уже одним этим навлек на свою голову массу обвинений. Дескать, откуда австралийцу знать, как жилось девочке в Германии 30-40-х годов? А откуда это знать тебе, дорогой постсоветский зритель? Будто бы что-то изменилось, родись мистер Зусак в Берлине, Варшаве или Дюнкерке. Я не читал роман. Но моей роковой ошибкой стало отнюдь не это, а знакомство с отзывами о книге. Скажите, неужто Маркус Зусак действительно пишет о «фашисткой Германии»? Или это авторам отзывов неведома разница между национал-социалистами и фашистами? В таком случае придется признать неодолимую мощь советской пропаганды, превратившей нацистскую Германию в фашистскую, чтобы лишний раз не смущать общественность упоминанием социализма в неудобном контексте. Впрочем, это не имело бы значения, если бы немецкие «фашисты» не шли рука об руку с обвинениями в искажении писателем суровой исторической правды. Насколько мне дал понять интернет, книга ориентирована на юных читателей, так что отсутствие показательных сцен насилия вполне объяснимо.

«Воровка книг» – это не о войне. В этом фильме нет ни одной батальной сцены, вам не покажут массовые расстрелы, концлагеря и зверства нацистов на завоеванных территориях. Более того, завоеванных территорий вы тоже не увидите. Действие происходит в маленьком немецком городке, и рассказчик – а рассказ ведется от лица Смерти – редко отвлекается от этой локации. Из всего типично нацистского в фильме показано только сожжение книг. Кто-нибудь в курсе, чем нацистам не угодил Герберт Уэллс?

Если не о войне, то о чем же тогда фильм? О человечности. О том, что в любой непонятной ситуации можно оставаться человеком. Эта мысль выражена в фильме чуть ли не прямым текстом: «Мы просто были людьми». За этим «просто были» – укрытие, которое главные герои предоставляют еврею в своем подвале, попытка заступиться за соседа, которого уличили в иудейском происхождении. «Мы давно его знаем, он хороший человек!»

Лизель и Макс

Истинно арийская Лизель читает вслух своему другу-еврею

По задумке «Воровка книг» (2013) явно должна была продемонстрировать, как под влиянием литературы и суровой действительности меняется характер Лизель. И вот в этом-то и заключается единственный серьезный недостаток фильма. Если не считать «Настольной книги могильщика» и «Человека-невидимки», нам неизвестно, что читает Лизель. Но главное: нам неизвестно, что она о прочитанном думает. По игре юной Софи Нелисс вообще не скажешь, что ее героиня как-то внутренне растет и взрослеет. Складывается впечатление, что девочка вообще не меняется, хотя на экране успевают промелькнуть добрые шесть лет. В этот временной промежуток происходит множество драматических событий, но Лизель выглядит все той же 12-летней Лизель, что и в начале повествования. Из-за этого фильм производит противоречивое впечатление. Картина получилась очень искренней, она обошла такие ловушки, как забористый сентиментализм или бравурный героизм, и не грешит так называемыми розовыми соплями. Но отсутствие видимого развития характера главной героини делает картину сырой, недоработанной, как если бы художник старательно выписал фон, не потрудившись прорисовать человека на первом плане.

Стоит ли кино «Воровка книг» двух часов вашего времени? Если вы переросли черно-белый взгляд на мир, то да. Как минимум, сможете составить собственное впечатление об одной из наиболее резонансных историй этой зимы. Напоследок маленький совет для тех, кто speak English: смотрите фильм с оригинальной звуковой дорожкой, перевод заметно подкачал.

Рецензент — эксперт блога Digimaniac Роман Горин

| Опубликовал: |
 
просмотров 6312 

Trackback URI | Лента RSS комментариев

Оставить комментарий

Вы должны авторизироваться, чтобы иметь возможность писать комментарии.

                     

Подписка на новости

Вы можете управлять подпиской в вашем профиле.

Подписка по RSS


Atom 0.92

Категории новостей

10 последних записей

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май «-»  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Опрос

Рады ли вы реинкарнации сайта Digimaniac.com.ua?
Да, рад(а)!
Да, очень рад(а)!

Результаты