Автостопом по галактике «вампирского» кино (окончание)

В первой части путешествия по истории фильмов-вамп мы вспоминали, как вампирам удалось просочиться на экраны, и кто в этом виноват. Настал черед выяснить, как вампиры умудрились обрасти толстым слоем гламура.

От заката до рассвета

Монополия на вампиров

Голливуд обосновался на кинематографическом пьедестале уже в начале 20 века. Всё лучшее снимается здесь – фабрика грёз оправдывает своё прозвище. Здесь работает Тод Браунинг – режиссер, снявший «Дракулу» с Белой Лугоши. Но и до этого он успел создать вампирский детектив «Лондон после полуночи», пользовавшийся колоссальной популярностью среди современников. Кино дожило до наших дней только в виде разрозненных кадров, его буквально подняли из могилы, склеив уцелевшие обрывки плёнки. В 1935-м вышло ещё одно кровососущее кино с Лугоши – «Знак вампира». Этот фильм – нечто среднее между «Лондоном» и «Дракулой». Словом, у Браунинга сформировался свой вамп-стиль.

Позже под эгидой США создается «Бал вампиров» (1967) – комедия, пародирующая все основные каноны вампирских фильмов. Над пародией потрудился сам Роман Полански! Успех был настолько оглушительным, что кино перенесли на театральные подмостки. Выдающийся немецкий драматург Михаэль Кунце в 1997 году поставил мюзикл «Бал вампиров» по сюжету одноименного фильма. Мюзикл до сих пор пользуется спросом среди населения, в том числе и благодаря впечатляющим визуальным эффектам, украденным из фильма. Но «Бал вампиров» при всей его прелести – ещё одно повторение романа Брэма Стокера.

Френсис Форд Коппола

О да, фильмы снимаются в США, но вот сюжеты и антураж у них типично европейские. Ничего не попишешь, таков канон! В Америке вампиров просто не существовало. В 60-е на экраны переносят знаменитую новеллу Джозефа Шеридана Ле Фаню, лепшего кореша Стокера, – «Кармилла». Но и там царит хорошо знакомый антураж: глубинка Европы, средневековые замки и прочее. К 70-м вампирская тема потерлась и поизносилась. Ее обыграли уже и в хвост и в гриву, и в итоге публика утратила интерес к кровососам. И вот, когда казалось, что ничего нового придумать уже невозможно, никому не известная американка опубликовала роман «Интервью с вампиром».

Америка наносит ответный удар

Причина, по которой Энн Райс ударилась в творчество, простая и одновременно печальная: дочь будущей писательницы скончалась от лейкемии. Райс пережила тяжелую депрессию – литература стала отдушиной, которая помогла ей не сойти с ума. В тисках отчаянья она придумала вампира-ребенка Клаудию – бессмертную девочку, которая никогда не вырастет. И никогда не умрёт! Но главное: Райс придумала вампира Лестата. За «Интервью» последовал целый цикл романов. Писательница превратилась в живого классика литературы ужасов, но кроме этого она сделала куда более важную вещь – дала вампирам вторую родину. С ее легкой руки они наконец покинули пределы Европы и переехали на ПМЖ в Соединенные Штаты. У вампиров появилась вторая прописка: Новый Орлеан, Луизиана. Следуя примеру, поданному «Вампирскими хрониками» Райс, в Новом Орлеане происходит действие «Дракулы 2000» с Джерардом Батлером. Канал HBO до сих пор не устает крутить сериал «Настоящая кровь», действие которого целиком и полностью разворачивается в Луизиане. «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012) повторяет этот же мотив, делая Юг Америки настоящим царством упырей (которые к тому же угнетают негров – упыри во всех смыслах слова).

Вампир лестат

«Интервью с вампиром» окончательно прикончило негласное табу на гомосексуальные укусы. Теперь никто не мешает мужчинам пить кровь друг друга.

Конечно, не обошлось и без экранизации. В 1994 году после долгих ссор между автором и студией «Интервью с вампиром» Энн Райс все-таки превратилось в кино. Больше всего споров велось вокруг роли Лестата. Энн Райс пришла в ужас от кандидатуры Тома Круза и засыпала прессу гневными тирадами в адрес бессовестных киношников, собравшихся вогнать осиновый кол бездарного кастинга в ее произведение. Примирил писательницу с кинематографистами только результат. Увидев фильм, Райс признала, что была не права, а Том Круз – замечательный Лестат. Над следующей экранизацией она уже не работала – и это заметно. На фоне «Интервью» снятая впопыхах «Королева проклятых» выглядит вопиющей халтурой.

Вампиры срываются с цепи

После «Интервью» мир вампиров кардинально преобразился: кровопийцы стали путешествовать по всему миру, примеряя самые неожиданные образы и роли. Они перестали быть обязательно монстрами, но зато стали тонкими эстетами, художниками, борцами за справедливость, а то и врачами.

Своим «Интервью с вампиром» Энн Райс не только прописала упырей в США – она полностью отошла от образца, заданного «Дракулой». И эта свобода творчества оказала огромное влияние на жанр ужасов. До этого повествование строилось по канону «хорошие герои борются со злыми упырями». Энн Райс смогла распознать в монстре человека – она первой рассказала историю от лица вампира. Она же придала кровопийцам романтический флёр, и во многом по её вине свет увидели многочисленные «Дневники вампира» и «Сумерки», где вампиры уже не играют роль безусловного зла, но изображаются человечными и прекрасными. Романтизация некогда грозного образа очень раздражает заслуженного короля ужасов Стивена Кинга. Поэтому его роман «Участь Салема» и фильмы по нему придерживаются ортодоксальной точки зрения: вампиров надо мочить.

От заката до рассвета

Даже Квентин Тарантино примерил образ кровопийцы. Правда, ненадолго.

В итоге мир разделился на тех, кто предпочитает романтичную подачу темы, и тех, кто высказывается в пользу боевиков. По экранам шагает в развевающемся черном плаще Блэйд, не боящийся света, герои цикла «Другой мир» и зажигательные во всех смыслах слова «От заката до рассвета». Но у жанра появляется поджанр: подростковые фильмы о вампирах. Вампирская тема постепенно молодеет. Выходят «Пропащие ребята» (1987) и «Ночь страха» (1985) – типичная страшилка для школьников, переснятая в 2011 году с учетом интересов современной молодежи. Окончательно закрепляет успех «Баффи – истребительница вампиров». «Баффи» значительно омолодила потенциальную аудиторию. До этого кино о вампирах ориентировалось в основном на взрослых, но тут кинематографисты поняли, что дети тоже не прочь. Джосс Уидон перевернул ситуацию наоборот: теперь не вампиры охотятся на хрупкую блондинку, но блондинистая барышня – на вампиров.

Высокое искусство

Давайте признаем простую вещь: всё, чего коснулся хоррор, в глазах большинства людей автоматически лишается права именовать себя искусством. Жизнь несправедлива. Вокруг вручения серьезной литературной премии Стивену Кингу устроили большой скандал, и ни разу роман ужасов не был номинирован на Нобеля. Не спешите винить снобов. Печальная правда о вампирских фильмах заключается в том, что на один хороший фильм приходится десять посредственных. Ну как воспринимать всерьез всякие «В постели с вампиром» и «Укусы рассвета»?

Джим Джармуш

Однако вездесущий артхаус дотянулся даже до упырей. Первым начал «Голод» (1983). В этой экранизации снялись не кто-нибудь, а ее величество Катрин Денев и его святейшество Дэвид Боуи. Собственно, уже в первых кадрах фильма эта парочка моется вместе в душе – и на этой сцене стоит остановиться всем, кто не любит артхаус. Потому что дальше ничего захватывающего уже не покажут. Среди вампирского кино «для ценителей» стоит выделить «Зависимость» и две ипостаси «Впусти меня». Со времён Стокера кое-что совершенно не изменилось: кинематографисты продолжают заимствовать идеи у романистов. Большинство достойных фильмов на вампирскую тематику – экранизации. «Впусти меня» не исключение, хотя оригинальная книга своей жестокостью далеко обскакала экранное воплощение.

Последней попыткой артхауса окультурить вампирскую тему стало кино Джима Джармуша «Выживут только любовники». Божественно красивое и божественно бессмысленное, в нем все прекрасно, кроме отсутствия сюжета. Впрочем, будь там увлекательный сюжет, оно не было бы артхаусом. Зато даже самый придирчивый сноб, глядя на творение Джармуша, не посмеет сказать, что это не искусство.

Эксперт блога DigiManiac Роман Горин

| Опубликовал: |
 
просмотров 5710 

Trackback URI | Лента RSS комментариев

Оставить комментарий

Вы должны авторизироваться, чтобы иметь возможность писать комментарии.

                     

Подписка на новости

Вы можете управлять подпиской в вашем профиле.

Подписка по RSS


Atom 0.92

Категории новостей

10 последних записей

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май «-»  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Опрос

Рады ли вы реинкарнации сайта Digimaniac.com.ua?
Да, рад(а)!
Да, очень рад(а)!

Результаты