Оскароносные 12 лет рабства Соломона Нортапа

После долгожданной церемонии раздачи плюшек «Оскаров» не единожды звучали комментарии в духе: «Как всегда, победил фильм, который никто не видел». Действительно, не припомню, чтобы кинотеатры зазывали меня взглянуть на историю негра Соломона – «12 лет рабства». Хотя, если верить всезнающему интернету, в прокате фильм шел. И все же любопытство возобладало: я не поленился разыскать кино, чтобы узнать, почем нынче «Оскары».

Картина сорвала куш сразу в трех номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучший адаптированный сценарий». Многие относятся к премии довольно скептически, не считая Американскую киноакадемию знатоками вопроса. Так давайте же пройдемся легкой стопой по предшественникам нашего Соломона. Уж очень мне хочется доказать, что «Оскары» не раздают просто так, и «12 лет рабства» оказался в хорошей компании. В обратном порядке: «Артист», «Король говорит!», «Игры разума», «Храброе сердце», «Форрест Гамп», «Список Шиндлера»… Большинство фильмов, которые получают золотую статуэтку, несомненно, заслуживают внимания. «12 лет рабства» – не исключение.

Соломон Нортап

Казалось бы: разве можно чем-то удивить человека, который сходу запомнил не только Бенедикта Камбербэтча, но даже Апитчатпона Вирасетакуна? Клянусь, Вирасетакун — это не зарубежный мат, а имя тайского режиссера. Однако волшебный мир кино не устает преподносить сюрпризы. Главную роль в оскароносной картине сыграл товарищ по имени Чиветель Эджиофор. И не просите повторить это еще раз. Игра сложно запоминаемого актера меня не впечатлила, хотя и нельзя сказать, что парень не справился. Но это совершенно не беда, поскольку в фильме полно других артистов, на которых приятно посмотреть. Например, бессменный английский Шерлок – Камбербэтч, играющий адекватного плантатора. Или Майкл Фассбендер, играющий плантатора неадекватного. В эпизодах мелькает борода Брэда Питта, который перестал быть объектом девичьих грез, зато остался хорошим актером.

Что главное в любом фильме? Я бы сказал, что главное – это история, и то, как она рассказана. И если история сильная, и рассказана она доступным зрителю языком, то картина удалась. Тут, кстати, надо заметить, что режиссер-то черный… Возможно, Стив МакКуин потому и справился с задачей на «отлично», что имел возможность принять тему близко к сердцу. Рискну предположить, что не так уж много его бледнолицых коллег могли бы рассказать о рабстве так исчерпывающе точно. Кино двухчасовое, но я этих двух часов не заметил, хотя многие мои друзья и знакомые честно признались, что ниасилили.

Бенедикт Камбербэтч

Я прямо слышу сонм юных и не очень голосов: «Фууу, серьезное кино о рабстве! Как нудно! Где увлекательный сюжет, эротические сцены, погони, стрельба, зрелищные драки?!» Увы, друзья мои, увы. Из всего вышеперечисленного имеются только эротические сцены, но таковыми они именуются очень условно, поскольку даже у совсем пропащих извращенцев они вряд ли вызовут эротический настрой. Сюжет увлекательный. Но совершенно не в том смысле, какой обычно вкладывается в это словосочетание. Загадок, преступлений, внезапных поворотов и экшн-сцен тут нет. Зато есть трагичная, острая, правдивая история человека, который сполна испытал на себе, что такое несправедливость.

Картина о рабстве должна бы оставлять по себе тягостное впечатление. Но ничего подобного. У «12 лет рабства» приятное послевкусие, в фильме нет даже нотки безысходности. Нашлось немало желающих упрекнуть создателей фильма за банальность темы. Дескать, ну сколько можно? Ведь были уже и «Линкольн», и «Джанго освобожденный», и «Облачный атлас». Я бы ответил так: а сколько можно про Вторую Мировую? Но ведь можно же – смотрим и не жалуемся. На болезненные темы надо говорить столько, сколько получается.

Оскар 2014

Не так давно, рассказывая про «Далласский клуб покупателей», я уже жонглировал кассовыми сборами, имея целью доказать, что американцы-то больше любят серьезное кино, чем отечественный зритель. В поддержание этого своего тезиса сравню кассовые сборы снова. Итак, «12 лет рабства» – кино серьезнее некуда. Оно снято по мотивам автобиографии некоего, как выражаются сегодня, афроамериканца. Он спокойно жил на Севере, и даже не догадывался, что под боком действует черный рынок черных. Вот именно так. Свободного негра обманом упекли в тюрьму, чтобы затем продать его как беглого раба. О том и фильм. Американские зрители принесли киносоздателям целые 56 миллионов баксов, в то время как россияне ограничились 1,5 миллиона. Можно долго рассуждать, почему дела обстоят именно так. Можно даже ссылаться на то, что пускай америкосы сами про свое рабство и смотрят, а мы-то тут причем? Но факт – вещь упрямая: свои «Оскары» «12 лет рабства» получил заслуженно.

Рецензент – эксперт блога DigiManiac Роман Горин

| Опубликовал: |
 
просмотров 1337 

Trackback URI | Лента RSS комментариев

Оставить комментарий

Вы должны авторизироваться, чтобы иметь возможность писать комментарии.

                     

Подписка на новости

Вы можете управлять подпиской в вашем профиле.

Подписка по RSS


Atom 0.92

Категории новостей

10 последних записей

Архив новостей

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв «-»  
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Опрос

Рады ли вы реинкарнации сайта Digimaniac.com.ua?
Да, рад(а)!
Да, очень рад(а)!

Результаты